Возникновение Юламаново  

В Аургазинском районе имеется чувашская деревня с башкирским названием Юламаново. Готовясь к юбилею 450-летия присоединения Башкирии к Русскому государству после урочных и внеурочных мероприятий я невольно задумалась: «А была ли наша деревня до присоединения к Русскому государству, когда она появилась, и каков был этнический состав населения?». Ознакомившись со многими архивными документами и музейными материалами я узнала, что моя нынешняя чувашская деревня в своем происхождении содержит много таинственности из жизни башкир. Решив изучить историю своей деревни, я поставила перед собой следующие вопросы:
1. Исследовать историю возникновения деревни Юламаново.
2. Узнать, каким образом менялся этнический состав населенного пункта.
3. Изучить о происхождении значимых мест с башкирским названием.
4. Как перекликается прошлое и современность в истории башкир и чувашей.
Природа нашего края была благоприятной для жизни человека с древнейших времен. До начала великого оледенения земли здесь произрастали могучие тропические леса, в которых водилось множество различных зверей. В 1928 году при рытье колодца были найдены бивни мамонта.
Коренное население нашего края – башкиры. Первое упоминание о них относится в X веку н.э. До XII века башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Затем в Башкирию через Булгарское ханство стал проникать ислам. После разгрома Булгар в 1236 году Башкирия попала под власть монголо – татар. В 1557 году Башкирия присоединилась к Русскому Государству.
Во второй половине XVI-XVII в. территорию Башкирии составлял Уфимский уезд, который делился на 4 дороги: Казанская на западе, Сибирская на востоке, Ногайская на юге, и Осинская в центре. Наша деревня входила в ногайскую дорогу.
В конце XVII века царское начинает насильственную христианизацию народов Поволжья – чувашей, марийцев, мордва, башкир. Слух об этом вызвал восстание среди башкир. Царское правительство вынуждено было отказаться от насильственной христианизации мусульман.
У башкир Сибирской и Ногайской дороги преобладало полукочевое скотоводство. В XVII веке продолжается массовый приток крестьян из Поволжья и центральных районов России. С разрешения башкир-вотчинников, а часто и самовольно, они селились на башкирских землях. Их называли припущенниками. Не русских припущенников называли тептярями, бобылями и мишари – татарское племя, переселившиеся в Башкирию после присоединения к Русскому государству.
В первой половине XVII века нашей деревни не было. В местности Александровка жили ногайские племена. Остались места жилищ – нугай шатакесем.
На территории Башкирии было создано 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Кантон в свою очередь делился на юрты. Наша местность (место будущей деревни Юламаново) входила в X уфимский кантон, в V команду (юрту). Старшиной юрты был Калмургин Абдулнаевич.
Наша деревня была основана башкирами – вотчинниками в 1745 году. Вотчинники Яик – Суби – Минской волости во главе с сотником Аккулаем Бикташевым припустили башкир Мокшинской волости Юламана Таймасова с товарищами на свою вотчинную землю по реке Асав (с истока до ее устья) за оплату 4 куницы и батмана меда в год. Следует подчеркнуть, что предки Юламана еще в 1669 году здесь же были припушенниками, один из которых Талач Мрясов при той же реке основал деревню Талач. Таким образом, Юламан лишь возобновил припуск через 76 лет (его тамга ↓). Его сын Нугуман Юламанов и другие безземельные башкиры перешли в тептярское сословие. Сыновья Юламанова Аглиулла Хазиахмет. В 1783 году из деревни Ново – Алмантаево переселились чуваши-новокрещены.
Местность была очень красивой, кругом леса и озера. Жили по улице, ныне называемой «Пушкарт Касси» в юртах по 8-12 человек. Всего домиков юрт не более 10-30.
В 1802 году земли Яманзас (Ишпарсово), Верхних Меселей, Манеево, Кузельги – Тряпино, Бишкаина были владениями новокрещенных чувашей. В 1812 году в деревне Юламаново жили башкиры, татарские племена – тептяри и несколько чувашей; примерное количество чуваш доходило до 50-60 человек. Между Месели и Асава была большая деревня Меселе в 800 дворов, где жили некрещеные чуваши. Староста этой деревни был крестным отцом сына помещика тех мест. Во время торжеств все дарили помещику подарки, а пьяному старосте нечего было дарить, и он положил на стол карту земельных угодий деревни. После этого события помещик стал гнать чувашей их этой деревни: ломал печи, жилища; учинял террор. И чуваши вынуждены были переселяться в другие деревни.
В 1820 году часть новокрещенных чуваш со всем имуществом на 18 возах переехало в деревню Юламаново, и образовала всего три двора. Деревня входила в Уфимскую губернию, Стерлитамакский уезд, Меркитлинскую волость. Волостной центр был в Ново – Карамалах.
После переселения с других мест чувашей изменился и этнический состав деревни. К 1870 году в двух дворах проживало 26 башкир и 34 дворах – 205 чувашей. В 1888 году был совершен в деревне коренной земельный передел. По количеству мужского населения была разделена пашня. Их к этому времени в деревне насчитывалось 87 душ.
Сенокос делился ежегодно, леса вокруг деревни вырубили. Поля под пашню находились в основном в возвышенности, где преобладали супесчаные почвы. Самое большое по площади поле находилось на возвышенности – Упа Таве – самой высокой точки местности. В деревне была одна веялка. Скот отчасти выгонялся на выпас с платой 50 копеек с лошади, 25 копеек с коровы, и 4 копейки с овцы. Лес на равнине находился только на одном участке, где население помимо сбора грибов и ягод занималось и промыслами – пчеловодством, рыболовством и др.
В 1902 году в деревне зафиксировано 58 дворов с населением 388 человек. В 1905 году чувашских дворов уже было 60. Мужчин – 170, женщин – 178.
Данные подворные переписи по Уфимской губернии в 1912 – 1913 годах: «Народность – чуваши;
Наличных хозяйств – 65;
Без земли – одно хозяйство»
Коренное население – тептяри – переселились в другие места из-за отсутствия здесь мечети. Последний тептярский двор переехал в 1911 году в деревню Толбазы. За оставленную землю они просили коня, но просьба со стороны чувашей не была удовлетворена. Поэтому земли на востоке деревни вплоть до колодца (Пушкарт пусси) стали Толбазинскими. До Октябрьской революции недалеко от нынешнего поселка Алексеевка (Пайашкал) была усадьба помещика. Управляющим являлся Ситников Роман Федорович. В 1918 году здесь с боями прошла Красная Армия. 23 дивизия преследовала колчаковцев. Были бои местного значения. По сей день сохранились следы войны – окопы в окрестностях между Юламаново и Александровка.
К 1920 году количество дворов доходит до 80. Приезжие из разных мест селились на улице Пелебей касси. В 1926 году эта улица сгорела полностью и вновь отстроилась.
Деревня Юламаново расположена на легкой возвышенности при небольшом озере Чубарат, из которого жители пользовались водой. Чистота воды позволяла не только стирать, но и готовить пищу. Свое название озеро получило потому, что в нем когда-то утонул конь пестрой масти (чапар лаша).
Еще одно озеро находится в поле – Йейлев кули (Елей кулли). Летом башкиры жили у этого озера (Суллалах выран). В 1969 году наблюдалось карстовое явление – вода с рыбой за одну ночь ушла через понор на дне озерной котловины, затем постепенно опять заполнилось водой, появилась и рыба.
До настоящего времени сохранились названия, которые свидетельствуют об исконном башкирском историческом происхождении. Например: колодец – Пушкарт пусси.
Озеро Йейлев – (Елей кулли).
Озеро Чубарат – (Чабар лаша).
Кладбище – Пушкарт масаре .
Но, к сожалению, после того, как тептяри в 1911 году переехали, кладбище было заброшено и более 50 лет из-за ненадобности пользования оно заросло и превратилось в пустырь. В послевоенное время, когда население начало увеличиваться, и возникла необходимость строительство культурных объектов, было решено построить восьмилетнюю школу. После долгих споров и противостояний со стороны старцев было внесено предложение построить школу на имеющемся пустыре от башкирского кладбища. По мере расширения школы, школьных строений и пришкольного участка часть башкирского кладбища осталась внутри пришкольного участка. Последние останки были найдены во время строительства спортивного зала. По сей день, старцы вспоминают о башкирском происхождении нашей деревни. Давние корни, связанные с башкирами сохранились в современных чувашах. Это наблюдается в любви к лошадям. Так как чуваши познали вкус башкирского меда. Многие занимаются пчеловодством. Пожилые люди знают башкирский язык и любят смотреть башкирские спектакли по ТВ.
В музее Юламановской школы сохранились предметы быта, домашняя утварь, одежда и элементы одежды тех лет.
В настоящее время имеется своя школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры и многое другое. Деревня растет на глазах, и хорошеет с каждым днем.
Имеются и знатные люди, выходцы из Юламана:

Федоров Георгий Васильевич Бывший редактор Стерлит. газеты «Сельская новь», член Союза писателей
Иванов Александр Васильевич Мастер спорта СССР по гимнастике, проживает в Эстонии
Васильева Лариса Дмитриевна Зад УВР Кировской СОШ, Кандидат пед. наук
Савельев Александр Сергеевич – САС Член Союза писателей РФ, лауреат премий им М.Турбиной, Г.Ибрагимова и Ф. Карима
Федоров Давыд Васильевич Инженер завода СК, Почетный гражданин г. Стерлитамак
Александров Николай Дмитриевич Доктор физ. – мат. наук, профессор Бирского пединститута
Калашников Юрий Александрович Полковник РА
Иванов Емельян Георгиевич Почетный нефтяник РБ
Иванов Николай Степанович Подполковник в отставке
Иванов Александр Андреевич Подполковник в отставке
Углов Сергей Данилович Руководил колхозом «Правда»,
Орден Ленина
Кириллова Анна Николаевна Солистка фольклорно-народного ансамбля «Сарби» в г.Стерлитамак


Имеются и свои спортсмены, например: Дунова Вероника в 1986 году в Америке стала чемпионкой мира по легкой атлетике.
Готовясь к юбилею 450-летия присоединения Башкирии к Русскому государству, республика устраивала различные конкурсы. Юламановская девушка Савельева Алена Орг. комитетом культуры представляла чувашскую диаспору в конкурсе «Хрустальный соловей», который проходил в центре Миякинского района, где завоевала Гран-При. Затем Алена представляла чувашскую красавицу из Башкортостана в Москве на конкурсе «Чаваш пики» и выиграла в номинации «Мисс таинственность».
В будущем хотелось бы видеть, чтобы дружба сплоченная и сохраненная годами крепла, а достижения преумножались, чтобы Юламан процветал, и я могла бы гордиться свой малой Родиной.

И конницей лихой
Пусть пронеслись года.
Умчался с ними в даль
Столетий миг.
Цвети моя земля,
Родной Юламаньград.
И крепни дружба
Меж народов на века!


Познакомься с народом
Сайт Министерства образования РБ
Напишите мне

Hosted by uCoz